КУЛЮТКИН

КУЛЮТКИН
Ювеналий Николаевич (р. 1932) — российский психолог, д-р психологических наук (1973), профессор (1980). После окончания филологического фак-та Гродненского педагогического ин-та (1954) и аспирантуры Ленинградского НИИ педагогики АПН РСФСР (1962) работал научным сотрудником, затем — зам. директора (с 1970) НИИ общего образования. Чл.-кор. АПН СССР и РАО. Область научных исследований К. — проблемы психологии обучения и развития взрослых людей в различных образовательных системах при использовании разнотипных форм образования (общего образования взрослых в вечерних и заочных средних и высших школах); теоретико-методологические и методические основы повышения профессиональной квалификации трудящихся; разработка психологических основ самообразования взрослых. Изучены особенности мышления взрослых в ходе образовательного процесса и структура их познавательной деятельности, выявлены индивидуально-типические особенности их мыслительной деятельности и закономерности обучаемости, специфика потребностей и запросов взрослого человека по отношению к информации. В исследовании реализован комплексный, междисциплинарный подход, проявляющийся в раскрытии социологических, психологических и педагогических аспектов в их единстве; рассмотрении взаимосвязи обучения и самостоятельной работы, теоретических знаний и практического опыта в образовательном процессе. Наряду с разработкой теоретических проблем психологии обучения взрослых, структуры и особенностей их познавательной деятельности К. и его учениками и сотрудниками выполнено большое число конкретных психолого-педагогических разработок и подготовлены практические рекомендации по вопросам, посвященным оптимизации процесса обучения взрослых в системе школьного и внешкольного образования, а также в процессе самообразования взрослых (Эвристические методы в структуре решений, 1970; Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся вечерних школ, 1967, в соавт.; Исследования познавательной деятельности учащихся вечерних школ, 1977, в соавт.; Моделирование педагогических ситуаций, 1981, ред. и соавт.; Психология обучения взрослых, 1985). Ю.Н.Олейник


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "КУЛЮТКИН" в других словарях:

  • Кулюткин, Ювеналий Николаевич — (р. 1932)     д р психологических наук (1973), профессор (1981), член корреспондент РАО (1985; Отделение общего среднего образования), гл. научный сотрудник Института образования взрослых РАО.    (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический… …   Педагогический терминологический словарь

  • Рефлексия — У этого термина существуют и другие значения, см. Рефлексия (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии …   Википедия

  • Дидактическая эвристика — теория эвристического обучения, педагогическая разновидность эвристики науки об открытии нового. Истоки дидактической эвристики лежат в методе Сократа и майевтике. Содержание 1 Ключевые понятия и концепции …   Википедия

  • мышление —         МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • рефлексия —         РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio обращение, отражение) понятие, которое применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки того, что можно было бы назвать «мышлением о мышлении». Часто это понятие… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Члены-корреспонденты РАО —     В 2000 в РАО состояли 116 академиков, 143 члена корреспондента, 6 почётных членов, 60 иностранных членов. Список ч. к. РАО: Абрамов А.М., Александров И.А., Алексеев Н.Г., Алексеева В.В., Алексин А.Г., Андреев В.И., Антропова М.В., Асмолов А.Г …   Педагогический терминологический словарь

  • ИЗЛОЖЕНИЕ УЧИТЕЛЯ — реализуется в форме беседы, лекции, рассказа, объяснения, инструктажа, монологич. вставок учителя во время самостоят. работы школьников и комментариев к их ответам. Вербальные методы обучения преобладали в практике школы до кон. 19 в. В кон. 19… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, при к ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят. поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»